«В здоровом теле – здоровый дух!»
«Моя педагогическая философия»
Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?
Гармония нужна – здесь нет сомненья!
От умственной нагрузки – под крыло
Физических активных упражнений.
П.Ф. Лесгафт
Каждый учебный предмет решает свои специфические задачи. Так, русский язык обеспечивает овладение умением писать, литература – читать, разбираться в прочитанном, математика – считать. А ЧЕМУ УЧИТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА? Она должна, по моему мнению, учить искусству быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В нашей работе, работе учителей физической культуры, надо исходить из интереса и потребности ребенка, которому с рождения нужно двигаться, резвиться, падать, кричать и быть – быть здоровым!
У писателя Валентина Распутина есть прекрасный рассказ «Уроки французского». А у меня в жизни были столь же важные «Уроки физкультуры», которые когда-то помогли мне понять, что физкультура – это не только метко бить по мячу или бежать быстрее всех (хотя природные способности для этого у меня, конечно же, были), физкультура – это закалка характера, это сила, энергия, красота, дисциплина, здоровье, особое состояние души, при котором и учеба легко дается, и работается с огоньком.
Да, физкультура – одно из самых активных средств формирования у человека высоких моральных качеств, но это средство приходит в действие, когда его использует не просто профессионально подготовленный учитель, а человек, увлечённый своим делом, болеющий за детей и их будущее, человек, у которого есть душа, открытая детям, есть потребность в общении с ними. Такой была моя учительница физкультуры, такой стараюсь быть и я. Для меня урок физкультуры – это возможность хорошего, доброго, полезного общения учителя и ученика, общения, которое рождает положительные эмоции. Это фрагмент естественной жизни детей, так как, занимаясь физкультурой и спортом, дети познают мир, пробуют свои силы, развиваются, растут, достигают результатов. Урок физической культуры – это и своего рода театральная постановка, создаваемая учителем-режиссёром для того, чтобы его ученики получили заряд здоровья, ощутили радость бытия, почувствовали, что значит для человека чувство успеха, поддержка команды, коллектива.
В школу дети ходят ради получения знаний, а на уроки физкультуры – ради укрепления здоровья и физического развития, и надо это в первую очередь не учителю, а именно им.
А что в реальности? Болеют дети всё больше и больше. Здоровье нации ухудшается. А чем всегда был силён и могуч русский народ? Здоровьем и силой духа! Победа в Отечественной войне 1812 года, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – это победы здорового, закалённого душой и телом народа.
Так что же делать? Да просто не сидеть сложа руки. С первых дней пребывания детей в школе нужно учить их трудиться. Человек рождается на свет, вместе с ним рождается лень, и всю свою жизнь человек борется со своей ленью. Нельзя не согласиться с автором детской книжки «Мишка-топтыжка» Б.Заходером: «Если хочешь чему-то научиться, надо очень сильно захотеть и немножко попотеть!»
Как же сделать так, чтобы ребёнок трудился, не испытывая принуждения со стороны взрослых? Вот в чём проблема. Я думаю, всё напрямую зависит от учителя, от его желания и умения. Ведь физическая культура – это урок, на котором, как ни на одном другом, учащиеся могут отследить реальные результаты своего развития. На своих уроках часто повторяю: «Нет учеников неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые», – поэтому прилагаю максимум усилий, чтобы заинтересовать, убедить, научить каждого ученика трудиться не только на уроке, но и дома.
Ребёнок должен ХОТЕТЬ, МОЧЬ и УМЕТЬ – эти три принципа, по моему мнению, могут обеспечить интерес ребёнка, соответственно, и его участие в работе.
«Хотеть» – это постоянное желание ребёнка делать что-то на уроке. Он приходит на урок, потому что ему интересно, комфортно; потому что он уверен, что будет непосредственным участником, а не наблюдателем. А чтобы желание быть участником не пропадало, в каждом уроке должна быть «изюминка». Именно она запоминается, и желание прийти на следующий день подогревается интересом к чему-то необычному.
«Мочь» – это тот реальный индивидуальный показатель здоровья ребёнка, который приходится учитывать учителю при построении урока.
«Уметь» – этот показатель, безусловно, определяется мастерством учителя, насколько он, как педагог, способен донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы ребёнок научился применять их на практике. У каждого, по моему мнению, есть своя «планка» – тот самый личный предел, освоить который вполне по силам. И самое главное – развивать желание на этих достижениях не задерживаться.
На уроке физкультуры не должно быть такого, когда 10 человек играют, остальные – на лавочке наблюдают. Весь урок – для всех. И для всех он должен быть радостью, рождающейся через игру, общение, помощь, взаимопонимание.
А каким большим подспорьем для оздоровления детей и отдушиной для меня является внеклассная работа! Это те спортивно-развлекательные праздники, где дети не только развивают физические качества в игровых ситуациях, но и, легко вживаясь в разные роли, учатся дружбе, взаимовыручке, проявляют смекалку, находчивость. А эмоциональности, артистичности бывает даже с избытком.
Получается, что учитель физкультуры должен быть и тренером, и психологом, и массовиком-затейником, и ... педагогом! Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что почти невозможно. Придёт первый класс, смотришь на них и думаешь: «Когда же я вас научу чему-нибудь?» Ничего не умеют, просто руки опускаются. Но проходит год, другой... и понимаешь: «Вот какие стали! И в этом есть частица моего труда». Это так радует!!!
Особую радость я испытываю, видя многих моих учеников, бегающих и играющих в свободное время на школьном стадионе; встречаясь в выходные дни с ними на лыжной базе, в бассейне, на катке. Значит, мой труд не прошёл даром, у них есть потребность в движении. А движение – это жизнь.
В моём видении физическая культура – это единство ФИЗИЧЕСКОГО и ДУХОВНОГО развития человека. Формирование культуры движения и культуры тела – это способ жизни и способ развития целостной личности.
П.Ф. Лесгафт писал: «В каждом человеке жива глубоко заложенная сила, воля к здоровью, вечный, изначально-жизненный импульс к вытеснению болезненного. Душевная установка, воля к здоровью способны действительно совершать чудеса выздоровления».
Моя педагогическая философия – это убежденность в том, что необходимо единство физического здоровья с духовным. Я верю в то, что я делаю.
|