Упражнения в лазании, перелезании и переноске груза
Лазанье в смешанных висах, в смешанных упорах. Успешному овладению правильной техникой выполнения упражнений на снарядах способствуют приведенные ниже варианты лазанья в смешанных весах и упорах.
1. Лазанье на наклонно установленной гимнастической скамейке: в упоре присев, упоре лежа, упоре присев сзади. Здесь возможны разнообразные сочетания перехвата рук и перестановки ног — одноименные (левая рука, левая йога), разноименные (левая рука, правая нога), последовательные (руки, ноги).
2. Лазанье на гимнастической стенке: передвижения вверх, вниз, в стороны, в смешанном висе, с поочередным перехватом руками и псреступанием ногами; передвижение прыжками в различных направлениях. Усложненные варианты упражнений — лазанье спиной к гимнастической стенке, с грузом на плечах, лазанье без помощи ног.
3. Лазанье по вертикальному канату — наиболее распространенный вид лазания, требующий хорошей подготовки мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища и разгибателей ног.
В практике физического воспитания чаще всего используют два способа лазанья в смешанном висе в два приема и в три приема.
Лазанье способом в два приема связано с большим напряжением мышц рук и плечевого пояса и при достаточной их подготовленности обеспечивает высокую скорость перемещения вверх. Техника исполнения: и.п. — вис стоя хватом правой рукой вверху, левой на уровне подбородка; 1 — поднять согнутые ноги как можно выше и зажать канат стопами; 2 — нс ослабляя захвата стопами (отталкиваясь), выпрямить ноги с перехватом левой рукой вверх (над головой).
Приведем еще один способ лазанья в два приема:
- из виса подтянуться на руках, согнуть ноги с захватом каната стопами;
- выпрямляя ноги, поочередно перехватить руками канат повыше над головой.
Лазанье способом в три приема требует меньше усилий рук и плечевого пояса, чем предыдущий, так как основную нагрузку принимают на себя мышцы ног. Чаще всего поэтому он применяется в женских и детских группах. Техника исполнения: и.п. — вис стоя; 1 — согнуть ноги как можно выше и крепко захватить канат ступнями и коленями; 2 — выпрямить ноги, фиксируя положение виса стоя на согнутых руках; 3 — поочередным движением рук захватить канат повыше.
Обучение лазанью в смешанном висе следует начинать с овладения техникой захвата каната ногами. Способы захвата:
- захват, наступая одной ногой на другую;
- скрестный захват — канат зажимается между подъемом одной стопы и пяткой другой;
- захват каната внутренней стороной стоп.
Обучению упомянутым выше способам лазанья, как правило, предшествует освоение техники захватов каната ногами. На первых порах рекомендуется изучать их, сидя на скамейке. Далее необходимо последовательно научить занимающихся разгибать ноги, находясь в смешанном висе, подтягиваться на руках, используя опору на ноги.
Овладев навыком лазания в смешанном висе, можно приступать к совершенствованию техники лазанья в висе без опоры ногами о канат. Варианты вертикального лазанья в висе (с поочередными или одновременными перехватами руками):
лазанье ноги вместе или врозь;
лазанье в висе углом ноги вместе (канат сбоку) или врозь;
лазанье в висе согнувшись.
При всех видах лазанья необходимо осуществлять страховку.
Перелезание. В условиях гимнастического зала перелезание выполняется, как правило, с использованием гимнастических снарядов (бревно, брусья, конь, гимнастическая скамейка).
Существует несколько способов перелезания препятствия:
перелезание из положения стоя лицом к препятствию, с опорой на разноименные руку и ногу. Свободную ншу пронести над опорой. Приземлиться спиной к препятствию. Выполнить с места и с разбега;
«опорой» на грудь. Опираясь о верхний край препятствия грудью и держась одной рукой за его верхний край, другой как можно ниже на другой стороне опоры последовательно пронести ноги через препятствие и приземлиться на другой стороне;
«зацепом». Выполняется с разбега толчком одной ноги. Махом другой ногой зацепиться за препятствие, используя усилия рук. Далее, подтягиваясь, перейти в упор лежа, после чего махом назад свободной ногой и с опорой разноименной рукой завершить перелезание и приземлиться боком к препятствию;
с помощью партнеров. Чтобы преодолеть высокое препятствие, перелезающий, опираясь на руки партнера, наступает на подставленное бедро второго партнера и далее, поднимаясь до стойки на его плечах, переходит в упор на верхнюю сторону препятствия, после чего удобным для себя способом завершает опускание на противоположную сторону.
Разновидности переползания:
на четвереньках — передвижение на коленях с опорой о кисти;
на получствсрсньках — передвижение на коленях с опорой на предплечья одноименным и разноименным способом;
по-пластунски — передвижение лежа па животе — разноименно;
на боку — передвижение лежа на боку, опираясь предплечьем и разноименной ногой.
Весьма ценным является применение способов переползания в сочетании с другими упражнениями, например, с бегом, переползанием с грузом, с партнером, метанием во время переползания, после переползания, лазаньем и др. Все эти упражнения успешно используются при проведении подвижных игр, эстафет.
Переноска груза. Переноска груза (предмета или партнера), выполняемая индивидуально или группой, воспитывает умение рациональным образом, расчетливо и экономно расходовать силы. Переноска предметов на голове положительно сказывается на формировании правильной осанки и на уроке гимнастики, особенно в работе с детским контингентом, широко используется для коррекции ее изъянов. Практические навыки переноса предметов проверяются при проведении эстафет, игр, преодолении полос препятствий и часто рассматриваются в качестве элементарной формы самообслуживания занимающихся: гимнастические маты переносят вдвоем или вчетвером, скамейки — в одиночку, удерживая за середину двумя руками сбоку или над головой; переноска гимнастического козла на спине или бревна согнутыми руками на плече либо на голове группой в шеренге или колонне.
Большой прикладной смысл заключается в освоении приемов переноски партнера одним, двумя или группой занимающихся.
Приведем примеры упражнений.
1. Переноска партнера, сидящего верхом па спине.
2. Переноска сидящего на плечах партнера.
3. Переноска партнера на руках перед собой.
4. Переноска партнера, в положении согнувшись одной рукой сбоку или лежащего в том же положении на плече.
5. Переноска двумя партнерами сидящего на соединенных руках и удерживающего их за плечи.
6. Переноска занимающегося двумя партнерами, захватом под руки и под
коленки.
Для переноски партнера двумя товарищами может использоваться оригинальный перекрестный захват рук несущих («решетка»), взятый из практики парно-групповых акробатических упражнений.
При освоении упражнений в переноске груза физическая нагрузка должна распределяться равномерно, для чего следует, перенося груз сбоку, чередовать несущую руку, менять способы, а переноску на спине чередовать с переноской перед собой.
В качестве подготовительных и (или) подводящих упражнений можно предлагать упражнения с набивным мячом. В младших классах этот предмет удачно используют не только для переноски, но и при передачи его в круге, шеренге, колонне, из различных исходных положений.
|