«Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»
Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 19лет.
Я работаю над проблемой по внедрению в практику инновационных технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени. Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:
Ухудшение здоровья детей;
Здоровье детей с возрастом ухудшается, их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.
Снижение мотивации к урокам физической культуры;
Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.
Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю повышение мотивации к урокам физической культуры и спорту.
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся. Прежде всего, реализую инновационные технологии по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Для этого использую здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.Средства двигательной направленности;
2.Оздоровительные силы природы;
3.Гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровье сберегающих технологий. Это - физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков).Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Школа территория - здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.
На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой метод, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
В конце урока ребята получают домашнее задание в виде карточек на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется на следующем уроке. Чтобы приучить детей к ежедневным занятиям физическими упражнениями надо не только давать им задание, но и проверять их выполнение. Это приучит школьников регулярно заниматься физическими упражнениями и станет повседневной потребностью. Домашние задания по физической культуре повышают качество выполнения программы физического развития по всем видам физической подготовки.
На своих уроках отдаю предпочтение методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействие. Она помогает увеличить моторную плотность урока. Основу круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений . Чаще всего я выбираю хорошо знакомые ученикам упражнения. Если занятия проводятся в зале, то станции располагаются по кругу. Каждое упражнение на станции дозируется в зависимости от задач количеством повторений или отрезком времени (15-40 сек.). Ученикам достаточно один раз пройтись по всем станциям, чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку. Комплексы упражнений подбираю в зависимости от прохождения определенной темы. Круговая тренировка хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, гимнастике. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества. Добиваться высокой работоспособности организма – одна из главных задач, которую решает круговая тренировка. И для решения этой задачи самое важное – моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств.
Так же использую игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.
Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.
Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.
С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. От простых игр следует переходить к играм более сложным, предъявляющим все более высокие требования к развитию и совершенствованию координации движений и физических качеств, с более сложными правилами, требующими инициативы и сообразительности. Постепенно дети переходят к командным играм с распределением определенных функций. На своих уроках я стараюсь использовать такие командные игры как волейбол, баскетбол, футбол. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. Все эти игры очень важны для развития личности.
Начиная с 5-го класса, я уделяю большое внимание творческой направленности уроков, связываю правильное выполнение упражнений с особенностями анатомии и физиологии человеческого организма, раскрывая и объясняя детям значение каждого выполняемого ими упражнения, как для физического развития, так и для формирования нравственно- волевых качеств. Например: бег на короткие дистанции тренирует у человека такое качество как быстрота, а вместе с тем позволяет укрепить стремление побеждать; бег на длинные дистанции тренирует выносливость, а, значит, развивает сердечно - сосудистую и дыхательную системы; спортивные игры тренируют ловкость, быстроту реакции, воспитывают чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручку.
В целях мотивации учащихся использую индивидуальный подход: одним помогаю преодолеть нежелание заниматься на уроке, других побуждаю к более интенсивным занятиям, а также стараюсь разглядеть будущих чемпионов. Планка спортивных достижений школы с каждым годом поднимается всё выше.
С полной уверенностью могу сказать, что таких результатов могло не быть, если бы на своих уроках я не рассмотрела своих «звёздочек». Эти дети являются своего рода маячками, на них равняются остальные ребята, которые стремятся быть такими же умелыми, ловкими как их сверстники- спортсмены.
Но, что вполне естественно, одарённых детей в школе не так уж и много, и основной контингент, с кем я работаю, это обычные дети. Уроки физической культуры являются для них единственной возможностью в реализации двигательных способностей. Чтобы вывести детей за рамки урока и закрепить привычку к систематическим занятиям физкультурой, большое внимание уделяю внеклассной спортивно- массовой работе.
В процессе усвоения учащимися всего комплекса, предусмотренного программой физического развития, углубляются их знания о закономерностях спортивной тренировки; формируются привычки к систематическим занятиям физической культурой, необходимым для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения функций отцовства и материнства; расширяются представления о самостоятельных занятиях с целью своего физического совершенства.
Ребята с интересом занимаются физкультурой и с нетерпением ждут очередных занятий. Гляжу в горящие, задорные глаза детворы и вижу, что им нравится заниматься. Чувствуя свою востребованность, я работаю ещё с большим подъёмом и каждый раз убеждаюсь, что профессию выбрала правильно.
Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету. |