Конфликты школьного и семейного физического воспитания
в начальной школе
28.08.2011 г.
Дети приходят в школу с набором определённых умений и знаний. Этот набор во многом стандартен — умение считать, кавыки рисования, лепки, умение заучивать и рассказывать стихи, знание букв и т.д. К сожалению, в этот «портфель» редко входят умения, объединённые понятием «здоровый образ жизни». Сформировать их — задача учителя физической культуры, работающего в начальной школе.
Первоклассники имеют значительные различия в уровне физической подготовленности и мотивации к физической активности, которая формируется в условиях их семьи. Всё вышеуказанное, как и возрастные особенности младших школьников, требует от учителя физической культуры, ведущего занятия в начальной школе, особой психолого-педагогической подготовки для решения таких профессиональных задач: 1. Определять состояние здоровья младших школьников. 2. Диагностировать и развить желание заниматься определенным видом спорта. 3. Изучить структуру семейного физического воспитания младших школьников. 4. Снабжать родителей информацией о том, как их дети адаптируются в школьном коллективе, с кем дружат, а также об их физкультурно-спортивных достижениях. 5. Ориентировать родителей учащихся в вопросах семейного физического воспитания детей и вовлекать их в процесс взаимодействия семьи и школы.
При решении этих профессиональных задач возникает ряд общих и частных конфликтных психолого-педагогических ситуаций, решать которые учитель физической культуры должен во взаимодействии с родителями учащихся. Возрастные психологические особенности у детей младшего школьного возраста могут быть как общими (желание повзрослеть, любовь к движению, высокий авторитет учителя), так и наиболее характерными для каждого класса начальной школы. В I классе — это так называемый кризис 7 лет, во II классе — становление учебной деятельности, в III классе — спад интереса к обучению и появление неуспевающих учащихся, в IV классе — боязнь перехода в среднее звено школы.
Это означает, что учителю физической культуры в начальной школе следует не только самому научиться анализировать и разрешать конфликтные ситуации в каждой возрастной группе, но и обучать родителей учащихся правильному поведению в подобных случаях. Совместное рассмотрение таких ситуаций учителем физической культуры и родителями его учеников следует проводить в течение всего времени обучения ребёнка в начальной школе, и особенно в I классе.
Обучение в I классе школы — адаптационный период в жизни каждого маленького человека, И практически с первого урока физической культуры видно, какими качествами наградила природа того или иного первоклассника: хорошей координацией, быстротой движений, ловкостью, гибкостью, быстротой реакции и т.д. Учителю на уроке при сравнении легко также выявить детей, с которыми дома занимаются физическим развитием их родители.
На родительских собраниях в I классе учитель физической культуры должен своевременно доносить до родителей учащихся информацию о физическом развитии и эмоциональном состоянии их детей, о динамике развития двигательных качеств, предрасположенности к определённому виду спорта, об отклонениях в состоянии здоровья. Кроме того, он должен выявить несовпадения во взглядах семьи и школы на физическое воспитание ребёнка, конфликты в семье в отношении физической его активности и рекомендовать родителям способы их решения.
Такую работу можно проводить и на консультациях с привлечением психолога школы в разных составах участников: учитель физической культуры + родители ученика; те же + ученик; учитель физической культуры, классный руководитель и одна или несколько семей, в которых возникают или могут возникнуть рассматриваемые ситуации. Обсуждение возможных ситуаций «с не своим ребёнком^ обычно не вызывает у родителей негативной эмоциональной оценки и, наоборот, заставляет их обучаться научным основам воспитания, формирует у них позитивное отношение к физической культуре как важному учебному предмету.
Авторитет учителя в начальной школе, как правило, большой. В младшем школьном возрасте ребёнок ищет постоянное одобрение и коррекции своих действий со стороны педагога. И это играет положительную решающую роль в решении конфликтных ситуаций. Лучше всего подходят методы, связанные с озвучиванием предмета спора, мнений сторон конфликта и открытым обсуждением способов его решения. Разбирать эти конфликты и способы их профилактики и урегулирования с родителями учащихся лучше всего на конкретных примерах из деятельности общеобразовательной школы.
Схема анализа конфликтных ситуаций в начальной школе может быть такой:
1. Определить конфликтующие стороны и их интересы, затрагиваемые в данной ситуации.
2. Выявить условия, которые привели к возникновению этой ситуации.
3. Выяснить, является ли рассматриваемая ситуация типичной или исключительной для уроков физической культуры для данной семьи.
4. Описать предмет конфликта и цели, которые преследуют конфликтующие стороны.
5. Определить людей или коллективы, интересы которых затрагиваются в данной ситуации.
Рассмотрим примеры подобных ситуаций и пути их решения.
(Полностью статью можно прочитать, пройдя по ссылке)
|