Методические рекомендации «Профилактика травматизма на уроках
физической культуры»
Введение
На сегодняшний день безопасности в образовательных
учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда,
предупреждению травматизма детей и работников. Но все же безопасность трудовых и учебных процессов в
общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать
лучшего. Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками,
произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются
трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный
случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой
помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной
работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного
случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в
этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.
На занятиях физической культуры учащиеся входят в
группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры
отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с
использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Целью данной работы является вооружение преподавателей
по физической культуре необходимыми знаниями по предупреждению и профилактике
травматизма.
1. Основные причины травматизма
Анализ научно-методической литературы позволил
выделить следующие причины травматизма на уроках физической культуры:
1.
Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения
инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований,
неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил;
неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении
соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок;
перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование
групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп,
занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на
площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение
занятий в отсутствие преподавателя и тренера.
2.
Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением
дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность
увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода,
недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей,
физической и технической подготовленности школьников.
Часто причиной повреждения является пренебрежительное
отношение к вводной части урока, разминке; неправильное обучение технике
физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки,
неправильное ее применение, частое применение максимальных или форсированных
нагрузок.
3.Недостаточное
материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные
тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках.
Причиной
травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные
приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность
получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для
проведения занятий и соревнований (плохое крепление снарядов, невыявленные
дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).
4.
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая
вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно
спроектированные и построенные спортивные площадки, низкая температура воздуха
и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокие влажность
и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация
учащихся.
5.
Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины,
невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую
этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры,
судей и тренеров.
6.
Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами
травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и
участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра,
невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по
срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению
интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени
подготовленности.
Как
видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев это нарушения правил, обязательных при
проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении.
В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих
требований учителем физкультуры, тренером, учащимися.
2. Предупреждение травматизма
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и
несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной
из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских
работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу
регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного,
методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся
к травмам.
На занятиях по физическому воспитанию учителя
используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий
зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и
исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и
самостраховки.
Во избежание возможных травм необходимо выполнять
следующие правила:
а)
все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и
осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;
б)
по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное
опробование его снарядов.
Важно также знать и некоторые особенности операций по
установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц,
фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся. Так, при отодвигании секций от стены к центру зала
учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее
одной рукой. Во время установки перекладин и брусьев при опускании
хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться
ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при отведении в сторону грифа
или жерди необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими рядом стоящего
учащегося.
Большое внимание необходимо уделить установке
учащимися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться в свои
гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого
болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах. После
установки снарядов в рабочее положение нужно под каждый снаряд положить
необходимое количество гимнастических матов. Если
многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то
важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого
грунта (песок с опилками) под снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить
песок и немного его увлажнить.
При выполнении учащимися физических упражнений на
снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних
предметов.
В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять
технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом
контроле со стороны учителя физического воспитания за целостностью элементов
снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех трущихся
деталей (шарниры, подшипники и др.).Все
занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под
непосредственным контролем учителя физического воспитания.
Для предупреждения травматизма необходима, прежде
всего, систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных колец,
растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты
ладоней используют специальные накладки, для профилактики повреждений
лучезапястных суставов кожаные манжеты,
для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела поролоновые прокладки.
В целях безопасной работы на спортивных снарядах
важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на
занятиях. Помощь
заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся в целях
правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К
основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка
фиксаций; помощь подталкиванием.
Страховка – это готовность учителя или учащегося
оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и
помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или
прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся
выполняют их самостоятельно.
Самостраховка способность занимающихся самостоятельно
выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или
изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении
стойки на плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать
кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение,
также выполнить кувырки.
Одна из важнейших функций физкультурных работников это
профилактика спортивного травматизма. Причинами травматизма заключаются, как
правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а
также в нарушениях санитарно-гигиенического характера. Зачастую учащиеся получают травмы из-за
неудовлетворительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый
грунт площадок, неисправный или скользкий пол гимнастических залов, неровный
лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления для прыжков и т. д.
К недостаткам оборудования мест занятий относятся: -
плохое качество или изношенность снарядов, матов; -
наличие на местах занятий посторонних предметов; -
плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное
хранение; -
несоответствие размеров и массы инвентаря индивидуальным особенностям
занимающихся.
При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости,
срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата
преимущественно верхних конечностей. Используют такие технические средства: поролоновые
ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекладине, амортизирующие
пояса для страховки при обучении и выполнении сложных комбинаций.
Травматизм при занятиях легкой атлетикой различается в
зависимости от узкой специализации в видах спорта. Спринтеры, например, чаще
страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы,
ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава.
Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями
связок коленного и голеностопного суставов, травматических радикулитов. При
беге на средние и длинные дистанции возникают потертости стоп и промежности,
хронические заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.
Для баскетболистов характерны травмы связочного
аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных
связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения
связок пальцев и кистей рук.
Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти
лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные
с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.
При занятиях футболом травмируются, как правило,
нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение
связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц
задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой
берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, чтобы на поле, как и в других
местах занятий, не было камней, стекол и других предметов, которые могут
привести к травмам и падениям.
Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при
низких температурах опасны из-за возможности обморожения. Сильный ветер,
повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение
даже при нулевой температуре.
Для профилактики спортивного травматизма учителя
физического воспитания должны строго соблюдать правила рациональной методики
обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся,
обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся
правилам страховки, само- и взаимостраховки.
3. Рекомендации по оказании первой
доврачебной помощи при спортивных травмах
Первая помощь
это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни
пострадавшего от травмы или внезапно возникшего заболевания. Правильно
оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует
быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении
жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу на месте
происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки
пострадавшего в больницу.
Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по
мере своих способностей и возможностей. Сущность первой помощи заключается в прекращении
дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных
мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное
учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и
шока.
При оказании первой помощи необходимо: 1.
Вынести пострадавшего с места происшествия. 2.
Обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение. 3.
Иммобилизовать переломы и предотвратить возможные осложнения (травматический
шок, западение языка, аспирация и т. п.). 4.
Доставить или же обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное
учреждение.
При оказании первой помощи следует руководствоваться
следующими принципами: 1.
Правильность и целесообразность. 2.
Быстрота. 3.
Обдуманность, решительность и спокойствие.
При оказании первой помощи необходимо
установить: 1.
Обстоятельства, при которых произошла травма. 2.
Время возникновения травмы. 3.
Место возникновения травмы.
Обращение с пострадавшим. При оказании первой помощи необходимо уметь обращаться
с пострадавшим, в частности уметь правильно снять одежду. Это особенно важно
при переломах, сильных кровотечениях, при потере сознания. Переворачивать и
тащить за вывихнутые и сломанные конечности - это значит усилить боль, вызвать
серьезные осложнения и даже шок. Пострадавшего
необходимо правильно приподнять, а в случае необходимости и перенести на другое
место. Приподнимать
раненого следует осторожно, поддерживая снизу. Для этого нередко требуется
участие двух или трех человек.
При повреждении верхней конечности одежду сначала
снимают со здоровой руки. Затем с поврежденной руки стягивают рукав,
поддерживая при этом всю руку снизу. Подобным образом снимают с нижних
конечностей брюки. Если снять одежду с пострадавшего трудно, то ее
распарывают по швам. Для снятия с пострадавшего одежды и обуви необходимо
участие двух человек. При
кровотечениях в большинстве случаев достаточно просто разрезать одежду выше
места кровотечения. При ожогах, когда одежда прилипает или даже припекается к
коже, материю следует обрезать вокруг места ожога; ни в коем случае ее нельзя
отрывать. Повязка накладывается поверх обожженных участков. Обращение с пострадавшим является весьма важным
фактором в комплексе первой помощи. Неправильное обращение с раненым снижает ее
эффективность. При оказании первой помощи нельзя обойтись без
перевязочного материала. В соответствии с требованиями первой помощи налажено
производство средств первой помощи: аптечек, шкафчиков, санитарных сумок которые должны быть в каждой семье, в школах,
в мастерских, в автомашинах. Однако бывают такие случаи, когда вместо этих
стандартных средств приходится применять то, что имелось в распоряжении
оказывающего помощь в данный момент. Речь идет о так называемых
импровизированных подручных средствах. При срочном оказании первой помощи в быту, в поле, на
автострадах приходится применять импровизированные, временные средства. К ним
можно отнести чистый носовой платок, простыню, полотенце и различное белье. Для
иммобилизации переломанных конечностей могут служить палки, доски, зонтики,
линейки и т. д. Из лыж, санок и веток деревьев можно изготовить
импровизированные носилки.
Кровотечение – это истечение крови из сосудов,
наступающее чаще всего в результате их повреждения (травматическое
кровотечение). Кровотечение может также возникнуть при разъедании сосудов
болезненным очагом (туберкулезным, раковым, язвенным) (нетравматическое
кровотечение).
Виды кровотечений.
Кровотечения, при которых кровь вытекает из ран или же
естественных отверстий тела наружу, принято называть наружными кровотечениями.
Кровотечения, при которых кровь скапливается в полостях тела, называются
внутренними кровотечениями. Среди наружных кровотечений Чаще всего наблюдаются
кровотечения из ран, а именно[4]:
1.
Капиллярное возникает при поверхностных
травмах; кровь из раны вытекает по каплям.
2.
Венозное возникает при более глубоких ранах, как, например, резанных, колотых;
при этом виде кровотечения наблюдается обильное вытекание крови темно-красного
цвета.
3.Артериальное
возникает при глубоких рубленных, колотых ранах; артериальная кровь
ярко-красного цвета, бьет струей из поврежденных артерий, в которых она
находится под большим давлением.
4.
Смешанное кровотечение возникает в тех случаях, когда в ране кровоточат
одновременно вены и артерии; чаще всего такое кровотечение наблюдается при
достаточно глубоких ранах.
Остановка кровотечения (Полностью ознакомиться со статьей Е. Терентьева можно, пройдя по ссылке)
|